Есть на форуме сайта motolodka.ru один участник под ником "Горыныч". Не знаю как остальным форумчанам, но мне он особенно запомнился с темы "Ветерок. Электронное зажигание из МЛ-10", когда показал, как можно качественно наматывать катушки для зажигания лодочного мотора. Причём вручную. Причём очень и очень аккуратно... Шло время и "Горыныч" много где отмечался, но особенно мне пришлись по душе темы: "О катушках" и "Фанерка с подшипниками".
И вот, в канун зимних Новогодних каникул 2014 года, решил я научиться мотать катушки вручную... С этого всё и началось...
Присказка
Мне к мотолодочному сезону нужны были катушки для электронного зажигания мотора "Ветерок", который я в тот момент доводил до ума. Накопительные обмотки содержат по 5000 витков, а управляющие - намотанные поверх накопительных - по 250. Провод - 0.1 мм. Внимательно прочитав всё, что написано "Горынычем", поискав дополнительно информацию в интернете, "достав" всех радиотехников на работе своими расспросами и просмотрев кучу видео я начал работать.
Для начала нужен был станок для намотки. "Горыныч" предлагал свою конструкцию самодельного станка, но из-за желания поскорее начать накапливать опыт, я решил воспользоваться имеющимся заводским, тем самым, который в СССР стоил 7 рублей. Взял его у коллеги на работе на несколько недель "погонять". Проволоки 0.1 мм было накуплено заранее. Будучи уверен, что в первый раз вряд ли всё получится как надо, для первых тренировок в качестве жертвы была определена катушка провода со старого электросчётчика (0.15 мм). Каркасы катушек я использовал заводские, срезав с них обмотки, так как одна из катушек всё равно была с межвитковым замыканием.
Итак... чем мотать - есть, что мотать - есть, куда мотать - есть, как мотать - научусь! И я принялся за дело. От этого места присказка заканчивается и начинается самое интересное - сама сказка
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
В теории всё просто: намотать слой, проложить межслойную изоляцию, намотать ещё слой и так далее. Для самых первых тренировок я использовал провод, смотанный с катушки старого счётчика, его было не жалко и я рьяно принялся за дело.
Первый слой я намотал. Примерно за полчаса. И смотал обратно. Провод никак не хотел укладываться ровно, при этом из-за задиров на лаковом покрытии (это ведь всё же б/у-шный провод) постоянно застревал между пальцами, на которые к тому же была одета шёлковая перчатка (чтобы провод хорошо скользил). Как я потом понял, я делал сразу несколько ошибок, но об этом после. Потом я намотал слой ещё раз, покрыл изоляцией и продолжал намотку. Капризный провод всё никак не хотел укладываться виток к витку, но терпения мне было не занимать. Решив, что первая катушка у меня будет чисто тренировочная, я упорно мотал и мотал, перекладывая витки изоляцией.
Лирическое отступление. В поисках идеальной изоляции
Из чего делать межслойную изоляцию? На этот вопрос "Горыныч" отвечал просто - "бумага толщиной 22 мкм, можно скотч". Кое-какие фотографии явно указывали, что в качестве изоляции он использовал обычный тетрадный лист. У меня от старых увлечений авиамоделями осталось много конденсаторной бумаги, но добраться до неё было сложно, поэтому я начал экспериментировать с тем, что было под руками.
В итоге в качестве межслойки я за пару недель перепробовал:
- обычный прозрачный скотч. Белый, узкий.
- синий непрозрачный скотч. Широкий.
- коричневый непрозрачный скотч. Широкий.
- ФУМ-ленту. И потолще и потоньше.
- цапон-лак вперемешку со скотчами и ФУМ-лентой
По истечению этой пары недель тренировок вот что я понял про изоляцию:
- Скотч. Узкий не понравился, т.к. его ширина чуть меньше ширины катушки и крайние витки нового слоя проваливаются в предыдущий слой. Из-за прозрачности сложно контролировать укладку новых витков, что сильно затрудняет работу. Хотя из-за "скользскости" скотча по нему легко витки сдвигать вплотную. Но постоянно сдвигать витки, которых нужно намотать 5000 - не самый продуктивный способ. Синий и коричневый непрозрачные скотчи ситуацию облегчали ненамного. Их нужно было подгонять по ширине, клеить без волн. Надоело мне это очень быстро.
- ФУМ-лента. Была бы идеальной, если бы не множество факторов:
- Она узкая и потому приходилось делать несколько витков для полного покрытия катушки. Это приводило к неизбежному наложению слоёв и в дальнейшем к "раздуванию" катушки вширь. И сама катушка получалась рыхлой.
- На углах катушки лента просто продавливалась витками и фактически вся межслойная изоляция шла коту под хвост.
- В случае сматывания витков оторвать спрессованную фум-ленту было просто невозможно и моя проволока быстро покрылась ошмётками волокон фторопласта. А так как я сматывал часто, то вскоре и проволока стала лохматой, и ФУМ-лента закончилась.
- Цапон-лак вперемешку со скотчами и фум-лентой. Всё вышеперечисленное усугубляется склеивающим эффектом лака. Расход материала растёт, трудоёмкость тренировок возрастает, нервы исчезают, а результата как не было, так и нет.
Тупичок
Когда общий счёт намотанных витков приближался к четвёртой тысяче я уже многое умел. Я мог с легкостью намотать один слой - аккуратно и красиво. Медленно, но всё же мог. Мог намотать и пять слоёв. Я всё это мог, даже несмотря на то, что сам станок был далёк от идеала и его собственный люфт порой сводил на "нет" очередную сотню витков. Я научился компенсировать его люфт, научился терпению и внимательности, но рано или поздно происходил срыв и... Я сматывал, срезал, нервничал и начинал всё заново. Шли часы и дни, я пересмотрел, а вернее - переслушал, кучу фильмов и практиковался, практиковался, практиковался. Однако время шло, тренировочный провод заканчивался, число пробных витков увеличивалось. Но результата всё не было.
В один прекрасный декабрьский вечер у меня в распоряжении остался лишь покупной провод - гладкий, новый, блестящий. Намотав им ещё около трёх тысяч витков, и посрезав впоследствии их все, я загрустил. И было ведь отчего: уже месяц я бьюсь на катушкой, израсходовал все тренировочные материалы и всё впустую. Видимо без сказочного клубочка мне самому выхода из этого тупичка не найти. Только вот где найти это клубочек?
Поиски волшебного клубочка. Письмо "Горынычу"
Приближался Новый 2014 год, а настроение было ниже плинтуса... Всё было не то, и всё было не так, как мне хотелось. Нужен был какой-то революционный способ. Порой проскакивали мысли, что намотать провод 0.1 мм виток к витку невозможно, но ведь были и есть люди, которым это удаётся. А раз они могут, то смогу и я!!!
Я вновь и вновь смотрел фотографии от "Горыныча" и думал, думал, думал. Опять смотрел всякие видеозаписи станков с электроукладчиками, советы, рекомендации, книги по радиотехнике, опять расспросы и допросы на работе...
Но вот что интересно - рассматривая видеоролики "мотальщиков" я вдруг понял, что сам я уже мотаю намного лучше, чем большая их часть. Кто-то хвалится тем, что его провод ложится виток к витку на его станке и он с лёгкостью мотает 500 витков, но... НО!!! Провод-то его 0.6 мм. Да это воистину канат! Да к тому же всего 500 витков! Да ведь это на 10 минут работы! Для меня это уже были просто семечки!
Получается, что Интеренет мне не учитель, а раз так, то я бросил это бесполезное изучение и 23 декабря 2013 года всё же решился написать "Горынычу":
Горыныч (по-моему Вас зовут Сергей), приветствую!
Внимательно читал темы с Вашими рекомендациями по намотке и задался целью научиться мотать "виток к витку" катушки для зажигания. Сейчас практикуюсь на катушках для Ветерка. Параметры каркаса катушки: Прямоугольное сечение, длина - 21 мм, длинная сторона - 14 мм, короткая сторона - 7 мм. Высота щёчек около 6 мм. И у меня возникли вопросы:
- Есть ли какой-то секрет в намотке прямоугольных каркасов катушек? У меня по короткой стороне (7 мм) провод нормально укладывается сам, а по длинной (14мм) постоянно соскакивает. Приходится в момент прохода провода через грань резко замедлять движение, чтобы провод уложился.
- С какой скоростью у Вас получается вращать рукоятку станка? У меня, например, чтобы уложить провод 0.1 виток к витку быстрее, чем оборот в две секунды, не получается. Провод перестаёт укладываться ровно.
- Чем сделать межслойную изоляцию? Пробовал ФУМ-лентой - постоянно получается наложение ленты саму на себя, в итоге утолщение прослойки и, в конце концов, катушка становится с выпирающими боками. А хочется чтобы она была плотной. И ещё - на гранях катушки ФУМ-лента проминается практически насквозь, что сразу же убивает межслойную изоляцию. Зато ФУМ-лента белая и отлично видно укладку. Пробовал скотчем разных цветов (прозрачным, коричневым, синим), но скотч как-то пузырится, проваливается и нарушает укладку последующего слоя. И на нём плохо видно сам провод, не контрастен. Сейчас буду пробовать конденсаторную бумагу (осталась от увлечений авиамоделями), но проблемы с укладкой провода по краям: читал, что надо бумагу надрезать лепестками. Буду пробовать на днях. И опять же - она не контрастная - прозрачная коричневая.
- При намотке на заводских каркасах я никак не могу поймать момент ровной укладки в первые 10-15 витков. Щёчки каркаса постоянно сбивают провод с ровной траектории. Пробовал их отгибать - не очень помогает. В итоге первые 10-15 витков иду буквально с черепашьей скоростью, а лишь потом получается ускориться. Но опять же - до одного оборота в две секунды.
- Есть у меня станочек советский за 7 рублей, не мой, напрокат взял. Но он люфтит безобразно + - 3 мм, это тоже снижает точность намотки. Сейчас делаю свой по Вашему образцу из фанеры с подшипниками. Я правильно понимаю, что отсутствие люфта в станке - важное условие аккуратной намотки?
...решительный шаг вперёд!
Перво-наперво - надо вернуть станок его владельцу! Поблагодарив его за бесценный опыт, я принялся мастерить свой. За этим занятием незаметно прошли новогодние каникулы. Гараж, дом, магазины, подшипники, инструменты... И вот опять надо идти на работу... Семья, работа, станок, перьевые свёрла, счётчик витков, клей... А времени всё меньше и меньше, а весна всё ближе и ближе, а станка всё нет и нет... А уж про готовую катушку я вообще пока молчу. А про готовое зажигание - уже даже не загадываю. Но я верю, что "Я научусь!!!"
Наконец передо мной стоит мой первый самодельный намоточный станок. Новая покупная бобина с отличной проволокой уложена на место, начало обмотки закреплено на катушке, катушка закреплена на оси, а ось соединена со счётчиком витков. Итак, я готов к очередному витку моей битвы, а вернее сказать - к очередной битве за витки...
Поехали!
Первый слой, 160 витков. Изоляция - писчая бумага, клей - обычный канцелярский клеящий карандаш.
...Второй слой, 165 витков. Изоляция...
...Третий слой...
...Четвёртый...
...Пятый...
На счётчике уже полторы тысячи, руки ноют, спина болит, но провод ложится ровно. Перерыв! А потом продолжаем.
Приближаюсь ко второй тысяче. На компе идёт "Последний самурай", слышу слова японца-самурая, обращённые к герою Тома Круза: - Очень много мыслей! Мысли о противнике, мысли о "все смотрят" - это нехорошо! Надо думать о мече противника и своём мече! Много мыслей - нехорошо! И я, как и говорит самурай, продолжаю мотать, не думая ни о чём кроме провода и укладки.
Бумага, клей - мотаю дальше.
Заканчивается "Последний самурай" и начинается "Кинг-конг", а я всё мотаю и мотаю. Мне больше не нужна шёлковая перчатка, я использую кусочек бумаги, но легко могу обходиться и без него, провод прекрасно скользит меж пальцев и укладывается на своё место. Я, наверное, вошёл в какой-то "мотальный транс" и это даёт невероятный результат. Всё происходит само собой, без участия моего сознания. Опять бумага, клей, перерыв.
И неожиданно я осознал, что же со мной вдруг начало происходить: провод, который раньше казался мне очень тонким, теперь ощущается в руке, словно стальной плетёный канат, пальцы стали настолько чувствительными, что я с лёгкостью держу его и подправляю когда надо. Натяжка регулируется сама, я уже не контролирую её, пальцы делают всё сами. Укладка тоже идёт сама собой, я лишь наблюдаю за ней. В моих глазах как будто появились оптические прицелы - я не только вижу укладку провода, но и замечаю малейшие его сдвиги и разводы на лаковом покрытии. Я уже не держусь за рукоятку станка, а просто вращаю его одним пальцем...Снова бумага и клей. Отдых. И опять мотаю в трансе.
Эпилог
На счётчике катушки уже три с небольшим тысячи. Я понимаю, что таких витков будет ещё немало, но теперь эти витки для меня уже не проблема. Теперь я знаю, что 5000 аккуратных витков проводом 0.1 мм - это реально. И два месяца поисков стоили этого одного вечера работы 24 декабря 2014 года.
Осталось подвести итоги!
Мотать катушки вручную - причём аккуратно, "виток к витку" - можно! Надо просто тренироваться и как следует подготовить нужный инструмент. Если бы я с самого начала послушался совета "Горыныча" и сделал станок своими руками, то процесс пошёл бы намного быстрей. Хотя... кто знает, может именно навыки, полученные в изначально неблагоприятной ситуации и позволили в дальнейшем быстрее "войти в колею".
На сегодняшний момент у меня в послужном списке четыре действующих, самостоятельно намотанных катушки по 5000 витков. Те, что показаны на фотографиях в этой статье - лишь первые ласточки, первая пара на заводских каркасах. Они теперь стоят на моторе Ветерок-8 и вырабатывают отличную искру. Вторую пару - а для них я даже самостоятельно сделал новые каркасы - я намотал НАМНОГО быстрее, буквально за три дня. Слой в 160 витков у меня получался за 5-6 минут, не более. Вторая пара успешно работает на моторе Ветерок-12 моего товарища. Все катушки в одно время были дополнительно проварены в смеси воска и парафина и усилены бандажом на эпоксидном клее. Как это сделано? Читайте в ссылках ниже. Здесь я этот процесс описывать не буду, не время ещё.
Так что - тренировка, практика и желание научиться - ключ к успеху!.
Ну а напоследок несколько советов тем, кто соберётся пройти похожим путём:
- Без хорошего станка - не стоит и начинать. Конструкция самодельного станка проста до невозможности - три фанерки, два подшипника, шпилька M8 и несколько гаек и шайб. Счётчик витков - это по желанию и при необходимости. Его наличие или отсутствие на аккуратность намотки не влияет. Самое главное в конструкции станка - отсутствие люфтов и биений. Только при этом условии укладка провода будет контролируемой, иначе - никак...
- В качестве межслойной изоляции отлично подходит писчая бумага. В этом случае новый слой начинается как "с чистого листа". Это намного проще, чем верить Интернету, что верхний слой будет наматываться во впадинах нижнего слоя. А если в нижнем слое пропуск? Намотали, покрыли бумагой - можно отдохнуть. Новый слой не будет зависеть от качества предыдущего.
- Не начинайте намотку с самого края катушки (от щёчки), нужно отступить 2-3 мм от края. Тогда первые три-четыре витка получатся ровными, не зависящими от геометрии каркаса, а дальнейшая намотка пройдёт без проблем.
- Провод при укладке должен немного отставать от намотки. При этом укладываемый провод скользит по уложенным виткам и плотно к ним прилегает. Так и получается "виток к витку". Поначалу это сложно, но после некоторой тренировки, иначе уже и не получается. На одной из фотографий этот момент очень хорошо виден.
- Читать, читать и читать. Но не всё подряд, а лишь нужную информацию. В качестве полезных источников предлагаю:
- Фанерка с подшипниками. Та самая тема, где рассказано про конструкцию простейшего станка, которую я просто повторил. Действительно же - всё очень просто!
- О катушках. После прочтения я понял, что мотать катушки самому - не просто можно, но и необходимо.
- 5000 витков катушки вручную - реально! - обсуждение на форуме сайта motolodka.ru этой самой статьи (в том виде, в каком она впервые вышла в свет). И, кстати, довольно детально обговорён вопрос дальнейшей обработки готовой катушки - пропитка в смеси парафина и воска.
- Искра. Не совсем про намотку, но вид готовых катушек просто завораживает!
На этом пока всё! Желаю удачи!